В блог

Виды двигателей

Автомобильный двигатель - это двигатель внутреннего сгорания. То есть сгорание топлива происходит внутри специальной области системы, называемой камерой сгорания. Именно таким образом ДВС превращают источник энергии в физическую работу, позволяя машине ездить. Но не все ДВС сделаны одинаковыми, и соответственно разные типы двигателей работают по-разному.

Критериями дифференциации двигателей внутреннего сгорания являются тип используемого топлива, количество цилиндров, расположение клапанов, тип зажигания, расположение цилиндров, число ходов, скорость, конструкция. Рассмотрим все эти классификации детально.

По типу используемого топлива ДВС классифицируется как:

  1. Бензиновый – для своей работы использует бензин.
  2. Дизельный – для работы использует дизель (соляра).
  3. Газовый – двигатель, использующий для работы газовое топливо.

По типу зажигания

На основании воспламенения ДВС различают:

  • с искровым зажиганием (Отто-мотор). В ДВС с искровым зажиганием есть свеча зажигания, которая установлена ​на его головке. Свеча зажигания производит искру после сжатия топлива и зажигает воздушно-топливную смесь для сгорания. Бензиновые двигатели являются двигателями с искровым зажиганием.
  • с воспламенением от сжатия. В ДВС с воспламенением от сжатия на головке блока цилиндров нет свечи зажигания. Топливо воспламеняется от тепла сжатого воздуха. Пример – дизельные двигатели.

По конструкции

  • Поршневой двигатель. В конструкции этого вида ДВС исходя из названия поршень и цилиндр. Поршень делает возвратно-поступательные движения внутри цилиндра. Пример поршневого ДВС – двухтактные и четырехтактные двигатели.
  • Роторный ДВС – не имеет поршней, для выработки мощности работает ротор. Конструкция выполнена компактно, имеет изогнутую, продолговатую внутреннюю форму. Центральный ротор вращается только в одном направлении (без возвратно-поступательного движения), производя все 4 такта Oтто, включая впуск, сжатие, мощность и выхлоп при работе. На сегодняшний день существует ограниченное количество автомобилей, имеющих конструкцию роторного двигателя. Найти его можно, например, в Mazda RX-8. Не популярен такой вид ДВС, потому что он имеет конструктивное ограничение, вызывающее низкий уровень крутящего момента.
  • Известный как двигатель Ванкеля, роторно-поршневой двигатель. Особенность его в том, что конструкция состоит из треугольного ротора, который вращается в камере 8-образной формы. В качестве топлива использует бензин, но возможно применение газа.
    роторный и поршневой двигатели

По количеству цилиндров

В зависимости от количества цилиндров двигателя, они могут быть соответственно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 12 - цилиндровые.

Наибольшее распространение в автомобилестроении получили 4- и 6-цилиндровые ДВС.

Двигатель с четырьмя цилиндрами - самый распространенный тип двигателя, и для этого есть все основания. Четырехцилиндровые ДВС обеспечивают наилучшую топливную эффективность среди других видов. Некоторые модели популярных авто с четырехцилиндровыми двигателями – FIAT 124 Spider и Jeep Cherokee.

6-цилиндровый ДВС – двигатель среднего класса, идеально подходящий для увеличения мощности и ограниченной тягово-сцепной способности. Он встречается во внедорожниках и кроссоверах, таких как Dodge Journey, Dodge Durango и Jeep Grand Cherokee.

Какие виды ДВС автомобиля по расположению цилиндров

  • Рядные – цилиндры механизма расположены в ряд. Бывают двух видов: горизонтальные и вертикальные. Вертикальные направлены вверх, обычно перпендикулярно автомобилю, горизонтальные – цилиндры располагаются в горизонтальном положении соответственно. Такую конфигурацию можно встретить в самых разных автомобилях.
    шестицилиндровый рядный вертикальный двигатель
  • V-образные – если смотреть на двигатель с передней стороны, это расположение будет похоже на букву «V». Каждый цилиндр будет обращен наружу и будет приводить в движение общий коленчатый вал в основании. Этот тип двигателя используется в большинстве премиальных и высокопроизводительных автомобилей, поскольку он позволяет втиснуть больше цилиндров. Кроме того, пространство, занимаемое цилиндрами, довольно компактно по сравнению с другими двигателями.
    v-образный двигатель
  • Оппозитные – цилиндры расположены на одной линии; двигаются – противоположно друг другу. Практически все модели марки Subaru оснащены именно этим видом ДВС.
    оппозитный двигатель
  • W-тип – цилиндры расположены в три ряда, таким образом, что они образуют расположение W-типа; изготавливается при производстве 12-цилиндровых и 16-цилиндровых двигателей.
    w-тип
  • Радиальный – имеет конфигурацию, в которой цилиндры направлены наружу из центрального картера, как спицы колеса. Если смотреть на него спереди, он напоминает звезду и поэтому еще называется «звездным» двигателем.
  • Радиальный

По количеству тактов

Исходя из числа ходов, основные типы двигателей:

  • Четырехтактный – это двигатель, в котором поршень движется четыре раза за один цикл рабочего хода, и включает такт впуска (цилиндр заполняется воздухом и бензином), такт сжатия (поршень сжимает воздух и бензин), такт сгорания (свеча зажигания производит зажигание, происходит взрыв, поршень сбрасывается вниз) и такт выхлопа (выпускной клапан открывается).
    четырехтактный двигатель
  • Двухтактный – двигатель, в котором поршень делает движение два раза, чтобы произвести рабочий ход.
    двухтактный двигатель

По расположению клапанов

В зависимости от расположения впускного и выпускного клапанов в различных положениях в головке или блоке цилиндров автомобильные ДВС подразделяются на четыре категории. Эти маркеры обозначаются как «L», «I», «F» и «T». Легко запомнить слово “ЛИФТ”, чтобы вспомнить расположение четырех клапанов:

  • С L-образной головкой – в этих типах ДВС впускной и выпускной клапаны расположены рядом и управляются одним распределительным валом. Цилиндр и камера сгорания образует и перевернутую L.
  • С I-образной головкой – впускной и выпускной клапаны расположены в головке цилиндров. Один клапан приводит в действие все клапаны. Эти типы двигателей в основном и используются в автомобилях.
  • С F-головкой – это комбинация двигателей с I-образной головкой и F-головки. При этом впускной клапан находится в головке, а выпускной – лежит в блоке цилиндров. Оба набора клапанов управляются одним распределительным валом.
  • С Т-образной головкой – впускной клапан расположен с одной стороны, а выпускной - с другой стороны цилиндра. Здесь для работы требуются два распределительных вала, один для впускного клапана, а другой для выпускного.

По скорости:

  • Низкоскоростной.
  • Среднеоборотный.
  • Высокоскоростной.